Цифровые технологии, умноженные на творческий потенциал

10 ноября 2016 в 0:00

Цифровые технологии, умноженные на творческий потенциал

В этой статье хочу поделиться своим опытом по использованию системы Cerec (оборудование Cerec Omnicam и Cerec mc xl) для создания цельнокерамической реставрации в переднем отделе. Пациент предъявлял требования не к эстетике с вестибулярной стороны коронки 21, а больше — к эстетике палатинальной поверхности (▼▼  Фото 1, 2).

Из анамнеза (со слов пациента): после установки металлокерамической коронки на зуб 21 имелось завышение по прикусу, поэтому была выполнена коррекция коронки с небной стороны. В результате был убран слой керамики до металлического каркаса. Пациента беспокоило, повлияет ли это на прочность коронки.

Было принято решение, заменить коронку на цельнокерамическую. Пациент был предупрежден, что для достижения наилучшего клинического результата следует заменить коронку на 21 зубе и сделать винир на 11 зуб, чтобы получить симметрию центральных резцов. Пациент принял это к сведению, но отказался от постановки винира на 11 зуб.

ПЕРВЫЙ ЭТАП

  

Вначале были заменены старые реставрации на апроксимальных поверхностях зуба 11. Новые реставрации установлены из материала Enamel HRI (▲▲▲ Фото 3, 4, 5). Затем получены оттиски для изготовления гипсовых моделей и диагностического воскового моделирования.

Также выполнен полный фотопротокол для определения цвета соседних зубов 12, 11, 22 (цвет 2m2 по vita) и их цветовых особенностей для составления схемы по укладке керамических масс. (▲▲▲▲ Фото 6, 7, 8, 9).

ВТОРОЙ ЭТАП

Имеющуюся коронку на зубе 21 отсканировали в полости рта для воспроизведения биогенерической корреляции на временной коронке. То есть скопировали форму имеющейся коронки и воссоздали ее же на временной. (▲▲ Фото 10, 11).

ТРЕТИЙ ЭТАП

Проведено снятие металлокерамической коронки с зуба 21. Обнаружено, что литая культевая вкладка, установленная в зуб, имеет избыточный объем и не может быть использована в данной конфигурации в качестве культи для изготовления цельнокерамической реставрации (▲▲ Фото 12, 13).

Выполнено классическое препарирование культи под полную коронку. Ширина уступа в данной ситуации колеблется от 1.0 мм до 1.5 мм для получения хорошего эстетического результата.

Диодным лазером проведена ретракция десны (▲▲  Фото 14, 15).

Фронтальный отдел верхней челюсти отсканирован камерой Omnicam. Получен также и физический оттиск с верхней челюсти с помощью поливинилсилоксановой массы для создания гипсовой модели и удобного выполнения лабораторного этапа при изготовлении коронки.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП

Изготовлена и установлена временная коронка из Telio Cad по технологии Cerec методом шлифования (▲▲  Фото 16, 17).

ПЯТЫЙ ЭТАП

Внимательное моделирование каркаса будущей реставрации — один из критериев успеха, а именно, толщина в разных отделах культи для перекрывания серого оттенка от металла. За основу взяты данные биогенерической корреляции временной коронки. С помощью функции редуцирования выполнено уменьшение объема коронки. Мной был выбран именно этот способ создания каркаса: уменьшение коронки от полной анатомии, а не «создание каркаса», которое можно выбрать в программе. Считаю, что данный способ наиболее простой для конкретной клинической ситуации. Я руководствовался удобством моделирования и контролем толщины каркаса. Когда имеются такие сложные условия, как установленная металлическая вкладка, либо сильный дисколорит культи зуба, и это передний отдел, необходимо четко следовать соблюдению параметров толщины каркаса и реставрации в целом (▲▲ Фото 18—21).

  

В этом клиническом случае мной было принято решение использовать блок e.max МО 1. Толщина с вестибулярной стороны 1.0 мм для полного блокирования серого цвета культи и отсутствия переотражения света от нее (▲ Фото 22).

Шлифование колпачка выполнено на стандартных параметрах (▲▲ Фото 23, 24).

Кристаллизационный обжиг выполнен при температуре 840 0C, а затем смачивающий — при 750 0C (▲▲▲▲ Фото 25, 26, 27, 28).

ШЕСТОЙ ЭТАП

Нанесение керамических масс e.max ceram согласно составленной керамической схеме.

  1. Слой Deep dentine A2 для перекрытия яркости каркаса. Толщина до 0.3 мм. Этой же массой выполнено удлинение каркаса по режущему краю (▲▲  Фото 29, 30).
  2. Слой Dentine A2 максимальной толщиной до 0.3 мм (▲ Фото 31).
  3. Для плавного перехода к эффектмассам использовалась смесь керамических масс dentine A2 + OE violet 50/50.
  4. Violet по апроксимальным поверхностям.
  5. OE1 для завершения укладки масс (▲▲Фото 32).
  6. Обжиг при температуре 750 0С.
  7. Контурирование коронки согласно имеющимся параметрам и условиям.
  8. Окрашивание в пришеечной области краской Sunset. Создание эффекта оголенной шейки зуба.
  9. Глазуровочный обжиг (▲▲ Фото 33, 34).

СЕДЬМОЙ ЭТАП

  

Пациент приглашён в клинику для примерки реставрации, сравнения цвета с соседними зубами, выполнения фотографии, в том числе при дневном освещении (▲▲  Фото 35—40).

ВОСЬМОЙ ЭТАП

Фиксация реставрации

После получения подтверждения от пациента, что его устраивает новая реставрация (цвет и форма), преступили к ее фиксации. Для удобного выполнения манипуляций установлен сплит дам, в т. ч. потому что уступ расположен субгингивально. Проведена пескоструйная обработка культи порошком оксида алюминия 28 микрон. Для предотвращения кровотечения из зубодесневого пространства выполнена коагуляция десны лазером (▼ Фото 41). Фиксация коронки проводилась по адгезивному протоколу с использованием системы surpass.

ПОДГОТОВКА КОРОНКИ

(▲▲ Фото 42—46).

  1. Обработка внутренней поверхности коронки раствором 9% плавиковой кислоты 15 секунд.
  2. Нанесение 37% ортофосфорной кислоты на 30 секунд.
  3. Коронка помещена в ультразвуковую ванну с дистиллированной водой на 1 минуту.
  4. Высушена и покрыта силаном.
  5. Через 30 секунд после нанесения силана внутренняя поверхность покрыта Surpass 2. Излишки вещества удалены с помощью сжатого воздуха из Пустера.
  6. Коронка установлена на цемент двойного отверждения MAXcem (▼▼  Фото 47, 48).

ВЫВОД

Изначально система Cerec была придумана для изготовления реставрации у кресла пациента, чтобы снизить временные затраты пациента и денежные затраты доктора, т. к. доктор может все сделать сам, не отдавая работу в лабораторию. С течением времени у системы Cerec появилось два направления: врачебное Cerec chairside и лабораторное Cerec inlab для зубных техников.

Я использую оборудование Cerec Omnicam с 2013 года. В самом начале меня не всегда устраивали реставрации, которые изготовлены на Cerec: больше не нравился цвет и форма, но прилегание у коронок, изготовленных на станке Cerec MCXL, было вне конкуренции. Долго о выводах думать не пришлось: проблема была во мне. Поэтому старался больше разбираться в форме зубов и углубился в изучение материаловедения: какие материалы и с какими свойствами уже имеются на рынке для создания реставраций по технологии Cerec.

Теперь вы видите, к чему это привело. Теперь я сам могу изготовить реставрацию с нанесением керамики без лаборатории. Я не говорю и не утверждаю, что в зуботехнических лабораториях теперь нет никакого смысла, что отдавать работы зубным техникам не стоит… Нет, совсем не так… Моя позиция такова: отдать сложную для выполнения работу зубному технику, например, тотальная работа из 28 единиц или изготовление тончайших керамических реставраций (виниров) на рефракторе. Последнее очень сложно для доктора в плане технологических этапов, да и не нужно! А создание одиночных реставраций можно с легкостью сделать собственными силами в клинике.

На данный момент в мире можно выделить два метода по изготовлению цельнокерамических реставраций: прессование и шлифование/фрезерование. Первое — больше для зубных техников и связано с созданием восковой заготовки руками или по технологии CAD WAX. Второй метод больше подходит для докторов, т. к. опущены этапы изготовления физических моделей и воскования каркаса реставрации.

Почему же я делаю иногда гипсовые модели? Я хочу сэкономить время пациента и не выполнять черновую подгонку реставрации во рту, т. к. пациент устает, а гипсовая модель — нет!

P.S. При уважении ко всем зубным техникам, уровень мастерства работы у всех разный, собственно, так же, как и у докторов. Однако, уровень качества шлифования в станках Cerec MCXL одинаков для всех работ!!! Поэтому используй те эту мысль, помножьте ее на свой творческий потенциал и создавай те естественные цельнокерамические реставрации.

Стас Белоус, врач стоматолог-терапевт, -ортопед ,-хирург, скопист, cerec-doctor г. Ульяновск.

Автор: DentalGEEK - 10 ноября 2016 в 10:02

3274
1